ВЕСТНИК
Удмуртского университета.
Серия История и филология
udsu-logo

Статья


Год
2014
Выпуск
4
Страницы
17-26
<<
>>

Серия История и филология
Наименование «ОРИГИНАЛЬНЫЙ» ЖИВОПИСНЫЙ СЮЖЕТ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ». СТАТЬЯ ПЕРВАЯ
Автор(-ы) Рубцова Н.С.
Аннотация Рассматривается объектный визуальный ряд в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». В центре внимания оказываются картины Ганса Фриза, Ганса Гольбейна Младшего, а также фотография, играющая важную роль в визуальной поэтике романа. Все картины, упомянутые в произведении, принадлежат эпохе Возрождения, пересмотревшей отношения бога и человека в пользу последнего. Гуманистические ценности Возрождения поставили под угрозу средневековые теоцентрические ценности. Подобный принцип оппозиции стал основополагающим в живописном сюжете романа Достоевского. Визуальный ряд в произведении, имеющий непосредственное отношение к эстетике Возрождения, дополнился фотографией, функционально замещающей (или вытесняющей) икону. Вследствие этого подлинный смысл отношений бога и человека героями романа утрачен, подлинники картин заменены копиями, а визуальный ряд романа способствовал выстраиванию вторичной реальности, в которой настоящему «оригиналу» (главному герою) нет места.
Ключевые слова визуальный ряд, живописный экфрасис, оригинал, копия, художественность, фотографическая точность, visual series, pictorial ekphrasis, original, copy, artistry, photographic exactness
УДК 821.161.1“18”(045)
Ссылки
  1. Вахтель Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография / пер. с англ. Я. Токаревой // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. С. 126-143.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. 2-е изд., испр. [репринт. изд.]. СПб., М.: Изд-е книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. Т. 2 (И - О). 807 с.
  3. Достоевская А.Г. Дневник 1867 года / отв. ред. А.Л. Гришунин. М.: Наука, 1993. 453 с. (Серия «Литературные памятники»).
  4. Достоевский Ф.М. О русской литературе / сост., вступит. статья и коммент. Ю.И. Селезнева. М.: Современник, 1987. 399 с. (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»).
  5. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / гл. ред. В.Г. Базанов. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1973. Т. 8. Идиот. 511 c.
  6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / гл. ред. В.Г. Базанов. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1974. Т. 9. Идиот. Рукописные редакции. Вечный муж. Наброски 1867-1870. 528 c.
  7. Зверева Т.В. «Сыскать сюжет для картины…»: об одной живописной линии в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» / Т.В. Зверева // Кормановские чтения: статьи и материалы Межвуз. науч. конф. К 25-летию памяти проф. Б.О. Кормана (Ижевск, апрель, 2008) / ред.-сост. Д.И. Черашняя. Ижевск, 2008. Вып. 7. С. 140-151.
  8. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / отв. ред. Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1984. 717 с. (Серия «Литературные памятники»).
  9. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. С. 227-293.
  10. Касаткина Т.А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Новый мир. 2006. № 2. URL: http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/2006/2/kasa10.html (дата обращения: 14.08.2014).
  11. Касаткина Т.А. Религия. Культура. Искусство: учеб. пособие. URL: http://www.verav.ru/common/ mpublic.php?num=441 (дата обращения: 14.08.2014)
  12. Лученецкая-Бурдина И.Ю. Культурные реалии как способ выражения философской проблематики романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2012. № 2. Т. I (Гуманитарные науки). С. 205-210.
  13. Морозов С.А. Русская художественная фотография: Очерки из истории фотографии 1839-1917. 2-е изд. М.: Искусство, 1961. 152 с.
  14. Новикова Е.Г. Живописный экфрасис в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Статья 2. Пять картин // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2013. № 6 (26). С. 78-87.
  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 939 с.
  16. Сушко, П.Н. Мотивы католических икон Ханса Хольбейна Младшего в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» URL: http://etnografiavko.kz/etno9_files/kraeved.html (дата обращения: 10.08.2014).
  17. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Вече: Мир книги, 2001. Т. 1 (А - М). 703 с.; Т. 2 (Н - П). 688 с.
  18. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М.: Прогресс, 1986. Т. 2 (Е - Муж). 672 с.
  19. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М.: Прогресс, 1987. Т. 3 (Муза - Сят). 832 с.
  20. Яценко Е.В. «Любите живопись, поэты…»: Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 47-57.
Полнотекстовая версия